Адрес: 090606 Западно-Казахстанская область, Зеленовский район, пос. Кушум, ул. Школьная,1. 

Телефоны:         8 7113 092 7618 7113 092 761

 
 

Байсбаева Р.З.

Предмет:  химия        Класс: 10 Б                                                                                Дата: 09.02.16г

Тема урока:Кальций, магний и его   важнейшие соединения:    физические  и химические

свойства, получение,  применение,биологическая роль.

Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе,

их применением.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.

Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.

Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

Воспитательные:

Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.

Развивающие:

Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Развивать память и внимание учащихся.

Продолжить формирование химического языка.

Оборудование:коллекции соединений кальция, магния,презентация,видеофрагмент,        

 реактивы:Ca,Mg,CaO,MgO, H2O,H2SO4,фенолфталеин,пробирки, стаканы,

периодическая система,географическая карта Казахстана, прозрачная доска.

Форма работы:фронтальная работа, работа в парах

Ход урока:

І. Орг.момент

ІІ. Проверка знаний

ІІІ. Изучение нового материала

IV.Закрепление

V. Дом.задание

ІІ. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа у доски.

 К доске вызывается ученик и воспроизводит упражнение домашнего задания.

Осуществить цепочку превращения:

Na→ Na2O → NaOH → NaCl → Na2CO3

Пока ученик распишет, учитель проводит фронтальный опрос.(оценивание на прозрачной доске)

Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.

ІІІ.Изучение нового материала.

Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?

Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?

Как это отражается на их восстановительных свойствах?

Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.

 Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.

Сообщение темы и  цели урока.

Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере кальция и магния.

Вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека.

Работа в парах. Каждой паре дается задание(задание даны на слайде, работа с учебником)

1 пара  -  Нахождение в природеСа,Mg(коллекции соединений кальция, магния, карта Казахстана, слайд )

2 пара  -  Физические свойстваСа,Mg(гранулы кальция,Са под слоем керосина,мет.  магний)

3 пара  -  Химические свойства Са,Mg(видеофрагмент горение Са и  Mg,дем.Са,H2O,Mg,H2SO4, пробирки, стакан)

Важнейшие соединения Са,Mg

4 пара  -  Оксиды, гидроксиды Са и Mg  (СаO, MgO, H2O,пробирки, фенолфталеин)

5 пара  - Соединения кальция, магния в природе

6 пара – Биологическая роль Са и Mg   в жизнедеятельности человека

Каждая пара защищает свою работу составлением постера, демонстраций, видеофрагмента.

Диалог на стикере ( вопрос- ответ)

IV.Закрепление

А)Задание № 3, 4 стр. 162

Б) Синквейн

В)Мини –тестПодведение итогов урока. ОцениваниеV. Дом.задание  п.5.4 № 5,6,13 стр.163

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестна тему: «Са,Mg и их важнейшие соед 

 

1.Во всех соединениях магний и кальций проявляют степень окисления:

А)  0

Б) +1

В) +2

Г) -2

2.Какова конфигурация валентных электронов элементов ІІА группы?

А)  ns2np0

Б) ns1np1

В) ns0np2

Г) ns1np2

3.Щелочно-земельные  металлы  в реакциях являются:

А)  окислителями

Б) и окислителем и восстановителем

В) восстановителем

Г)  окисляются потом восстанавливаются

4.Выберите формулу гашенной извести:

А)  Ca(OH)2

Б) CaCO3

В) CaO

Г) Ca(HCO3)2

5.Формула асбеста:

А)  Ca(OH)2

Б) MgCO3*CaCO3

В) CaSO4 *2H2O

Г)  3MgO*2H2O *2SiO2

6.С холодной водой взаимодействует очень медленно:

А)  CaO

Б) Mg

В) Ca

Г) MgO

7.Более твердый металл, имеет температуру плавления 8400С:

А)  магний

Б)  кальций

В) натрий

Г) калий

8.Как изменяются основные свойства гидроксидов в ряду Mg(OH)2 ---Ca(OH)2—Sr(OH)2—Ba(OH)2?

А)  усиливаются

Б)  ослабевают

В) остаются неизменными

Г) изменяются периодически

9.Формула известняка, мрамора, мела,ракушечника:

А)  Ca(OH)2

Б) CaCO3

В) CaSO4 *2H2O

Г) Са3(РО4)2

10.В фотографии прменяют металл:

А)  Ca

Б) Mg

В) К

Г) Na

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока для учителя:

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Сообщение цели урока.

Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.

Контроль знаний – «Собери слово».

Подведение итогов урока.

 

План урока для учащихся:

Записывается на доске в презентации и зачитывается (орг. момент)

Проверка домашнего задания.

Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.

Лабораторная работа «Изучение коллекции соединения кальция».

Контрольная игра – «Собери слово».

Подведение итогов урока.

 

Ход урока

 

Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.

 

Организационный момент.

 

1. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа у доски.

 

К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде.Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде:

 

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3

Реакцию горения кальция в кислороде разобрать как окислительно-восстановительную, расставив коэффициенты методом электронного баланса: (видеофрагмент)

 

Ca + О2 →

 

 

Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы)

Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?

Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?

Рассказывают по рисунку:

 

Как это отражается на их восстановительных свойствах?

 Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.

 Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.

Проверка домашнего задания у доски:

 Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.

Цепочка превращений остается на доске.

Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде?

Нет, в виду своей активности, только в виде соединений.

 

2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.

 

Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния»)

 

3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов.

 

Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений?

 

Учитель: Как называются эти вещества?

 

CaO – оксид кальция, негашеная известь;

Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора).

 Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент)

CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций;

CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк.

Л/Р: коллекции. Далее демонстрируем коллекцию имеющихся в школьной лаборатории минералов: известняк, мел, мрамор, ракушечник. (видеофрагмент)

CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс;

MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит;

MgC03 – карбонат магния - магнезит;

MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде.

 

Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека.

 

Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

 

Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.

 

Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент)

 

Где находят применение соединения кальция и магния?

 

1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися.

Магний.

 

 В природе магний - горы доломита

 Нагромождает в горные хребты.

 В асбесте, тальке он, и в магнезите,

 В голубизне морских глубин.

 Он символом земной жизни

 На голубой планете стал,

 Ведь магний это фотосинтез

 И жизнь зеленого листа.

 Без магния нет хлорофилла

 И жизни как таковой

 Он чудодейственная сила

 В нем жизни всей круговорот

 Химически он энергичен,

 И химикам помог не раз

 Внеси его хоть в пламя спички

 Он вспыхнет и сгорит тотчас.

 Сплав с алюминием легчайший

 Дает он марки «Электрон»,

 В когорту сплавов им крылатых

 Как равноценный входит он.

 А ты в аптеку загляни-ка

 И убедиться сам изволь!

 Там магний тоже знаменитость

 Ведь он - слабительная соль!

Кальций.

 

 Взметнулись ввысь ажурные громады

 Кирпичной кладки стройные ряды,

 Вот в облицовке поражает мрамор

 Оттенков нежностью своих

 Расцвеченный моллюска панцирь,

 Коралл, ракушки завиток –

 Все это многоликий кальций,

 Ему в строительстве почет.

 Животным он каркас надежный

 В соединениях дает.

 И поражает облицовкой

 Он нас на станциях метро.

 И если кальций ниже нормы

 Окажется у нас в крови

 Кровотечением опасным

 Даже царапина грозит.

 В земной коре его немало,

 В достатке гипс и известняк.

 Слагают горы мел и мрамор,

 В морской воде он и в костях.

 

2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния».

 

3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент)

 

4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация)

 

Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы)

 

На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор».

 

5. Подведение итогов урока.

По проверке домашнего задания.

Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния.

Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве.

Собрали слово – контроль полученных знаний.

Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 12, упр. 4,5, написать мини-сочинение по теме: «Мрамор».

 
Объявление от Asia.kz:
Картриджи, тонер, принтеры, расходные материалы

Картриджи, тонер, принтеры, расходные материалы по низким ценам

 
 
Ақпарат

 «Көшім ЖОББМ-балабақша» КММ-нің

Бәйтерек аудандық білім бөлімінен

берілген планшеттерді

оқушыларға бөлу жөніндегі

комиссия отырысының

 

 

Күні: 12.10.2020

 

Хаттамасы

 

Күн тәртібінде: Көшім ЖОББМ-балабақшасының  Бәйтерек аудандық білім бөлімінен берілген планшеттерді мектептің әлеуметтік қорғалмаған отбасыларының оқушыларына  бөліп беру.

 

Тыңдалды:

 

1. Әлеуметтік педагог Умирова А.М.: Сәлеметсіздер ме, құрметті комиссия мүшелері. Бүгінгі жиналып отырған мәселе қашықтықтықтан оқытуға байланысты Бәйтерек аудандық білім бөлімінен берілген 5 планшеттерді мектебіміздің әлеуметтік қорғалмаған отбасы балаларына үлестіріп беру. Қазіргі таңда 5  отбасының 5 оқушысы осы жанатқа жатады. Бұл тізім алдарыңызда көрстілген. Осы оқушылардың ішінен саралап, қажеттіліктерін ескеріп, отбасы жағдайына қарап 5 оқушыға планшеттерді бөліп беруіміз қажет.

2. Есенғалиева Н.Т. тәрбие ісі жөніндегі оқу ісінің меңгерушісі: Мына тізімде ең алдымен көпбалалы оқушыларды қарастыру керек деп ойлаймын. Мысалы, Берік Дильназ, Нұрғали Аружамал осы оқушыларды ұсынғым келеді. Мен  көпбалалы отбасынан шыққан оқушыларды ұсынар едім.

3. Пухова С.Г., кәсіподақ төрағасы: Иә, менде қосыламын. Сонымен қатар, аз қамтылған отбасы балалары Майский Владимир мен Мәлік Аманды бұл тізімге қосар едім. Себебі бұл оқушылардың екі ата-анасы да жұмыс істемейді. Осы аталған оқушыларға да берілсе деп ұсынамын.

4. Сапарова А., ата-аналар комитетінің төрағасы: Осы тізімге 8-сынып оқушысы Ермуханбетов Адильханды да қоссақ дегім келеді. Жалғыз басты ана, бір ұл бала мен бір қызы бар. Көшім амбулаториясыңда жұмыс істейді.

5. Әлеуметтік педагог Умирова А. М.: Аталған оқушылардың әлеуметтік жағдайына толықтай сипаттама беріп өтетін болсам:

 

Оқушылардың аты-жөні

Сыныбы

Ата-анасының аты

Санаты

1

Берік Дильназ Қобландықызы

Медеуова Айгуль Калеловна

көп балалы отбасы

2

Нұрғали Аружамал Арыстанбекқызы

Сакипова Алия

көп балалы отбасы

3

Майский Владимир Александрович

Майская Татьяна

аз қамтылған отбасы

4

Мәлік Аман Ержанұлы

Давлетова Шолпан

аз қамтылған отбасы

5

Ермуханбетов Адильхан Сертанович

Билялова Алмагуль

аз қамтылған отбасы

 

 

Шешім:

  1. Мектеміздің әлеуметтік қорғалмаған отбасынан шыққан 5 отбасына планшеттер берілсін. Олар: Берік Дильназ, Нұрғали Аружамал, Майский Владимир, Мәлік Аман, және Ермуханбетов Адильхан.
  2. Ата-аналармен келісім-шарт пен акт жасап, оқушыларға беру керек.

 

 

 

 Комиссия төрағасы:                             Есенғалиева Н.Т.

Комиссия мүшелері:                             Пухова С. Г.

                                                                Сапарова А.

                      Хатшы:                             Умирова А. М.

 
Реклама:
Конструктор сайтов Asia.kz
Конструктор сайтов Asia.kz
 
 
 
 
Пожаловаться на сайт