Байсбаева Р.З.
Предмет: химия Класс: 10 Б Дата: 09.02.16г
Тема урока:Кальций, магний и его важнейшие соединения: физические и химические
свойства, получение, применение,биологическая роль.
Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе,
их применением.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg.
Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой.
Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.
Развивающие:
Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Развивать память и внимание учащихся.
Продолжить формирование химического языка.
Оборудование:коллекции соединений кальция, магния,презентация,видеофрагмент,
реактивы:Ca,Mg,CaO,MgO, H2O,H2SO4,фенолфталеин,пробирки, стаканы,
периодическая система,географическая карта Казахстана, прозрачная доска.
Форма работы:фронтальная работа, работа в парах
Ход урока:
І. Орг.момент
ІІ. Проверка знаний
ІІІ. Изучение нового материала
IV.Закрепление
V. Дом.задание
ІІ. Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа у доски.
К доске вызывается ученик и воспроизводит упражнение домашнего задания.
Осуществить цепочку превращения:
Na→ Na2O → NaOH → NaCl → Na2CO3
Пока ученик распишет, учитель проводит фронтальный опрос.(оценивание на прозрачной доске)
Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.
ІІІ.Изучение нового материала.
Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?
Как это отражается на их восстановительных свойствах?
Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере кальция и магния.
Вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека.
Работа в парах. Каждой паре дается задание(задание даны на слайде, работа с учебником)
1 пара - Нахождение в природеСа,Mg(коллекции соединений кальция, магния, карта Казахстана, слайд )
2 пара - Физические свойстваСа,Mg(гранулы кальция,Са под слоем керосина,мет. магний)
3 пара - Химические свойства Са,Mg(видеофрагмент горение Са и Mg,дем.Са,H2O,Mg,H2SO4, пробирки, стакан)
Важнейшие соединения Са,Mg
4 пара - Оксиды, гидроксиды Са и Mg (СаO, MgO, H2O,пробирки, фенолфталеин)
5 пара - Соединения кальция, магния в природе
6 пара – Биологическая роль Са и Mg в жизнедеятельности человека
Каждая пара защищает свою работу составлением постера, демонстраций, видеофрагмента.
Диалог на стикере ( вопрос- ответ)
IV.Закрепление
А)Задание № 3, 4 стр. 162
Б) Синквейн
В)Мини –тестПодведение итогов урока. ОцениваниеV. Дом.задание п.5.4 № 5,6,13 стр.163
Тестна тему: «Са,Mg и их важнейшие соед
1.Во всех соединениях магний и кальций проявляют степень окисления:
А) 0
Б) +1
В) +2
Г) -2
2.Какова конфигурация валентных электронов элементов ІІА группы?
А) ns2np0
Б) ns1np1
В) ns0np2
Г) ns1np2
3.Щелочно-земельные металлы в реакциях являются:
А) окислителями
Б) и окислителем и восстановителем
В) восстановителем
Г) окисляются потом восстанавливаются
4.Выберите формулу гашенной извести:
А) Ca(OH)2
Б) CaCO3
В) CaO
Г) Ca(HCO3)2
5.Формула асбеста:
А) Ca(OH)2
Б) MgCO3*CaCO3
В) CaSO4 *2H2O
Г) 3MgO*2H2O *2SiO2
6.С холодной водой взаимодействует очень медленно:
А) CaO
Б) Mg
В) Ca
Г) MgO
7.Более твердый металл, имеет температуру плавления 8400С:
А) магний
Б) кальций
В) натрий
Г) калий
8.Как изменяются основные свойства гидроксидов в ряду Mg(OH)2 ---Ca(OH)2—Sr(OH)2—Ba(OH)2?
А) усиливаются
Б) ослабевают
В) остаются неизменными
Г) изменяются периодически
9.Формула известняка, мрамора, мела,ракушечника:
А) Ca(OH)2
Б) CaCO3
В) CaSO4 *2H2O
Г) Са3(РО4)2
10.В фотографии прменяют металл:
А) Ca
Б) Mg
В) К
Г) Na
План урока для учителя:
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.
Контроль знаний – «Собери слово».
Подведение итогов урока.
План урока для учащихся:
Записывается на доске в презентации и зачитывается (орг. момент)
Проверка домашнего задания.
Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.
Лабораторная работа «Изучение коллекции соединения кальция».
Контрольная игра – «Собери слово».
Подведение итогов урока.
Ход урока
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа у доски.
К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде.Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3
Реакцию горения кальция в кислороде разобрать как окислительно-восстановительную, расставив коэффициенты методом электронного баланса: (видеофрагмент)
Ca + О2 →
Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы)
Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов?
Рассказывают по рисунку:
Как это отражается на их восстановительных свойствах?
Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода.
Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают.
Проверка домашнего задания у доски:
Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов.
Цепочка превращений остается на доске.
Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде?
Нет, в виду своей активности, только в виде соединений.
2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния»)
3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов.
Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений?
Учитель: Как называются эти вещества?
CaO – оксид кальция, негашеная известь;
Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора).
Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент)
CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций;
CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк.
Л/Р: коллекции. Далее демонстрируем коллекцию имеющихся в школьной лаборатории минералов: известняк, мел, мрамор, ракушечник. (видеофрагмент)
CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс;
MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит;
MgC03 – карбонат магния - магнезит;
MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде.
Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека.
Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.
Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.
Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент)
Где находят применение соединения кальция и магния?
1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися.
Магний.
В природе магний - горы доломита
Нагромождает в горные хребты.
В асбесте, тальке он, и в магнезите,
В голубизне морских глубин.
Он символом земной жизни
На голубой планете стал,
Ведь магний это фотосинтез
И жизнь зеленого листа.
Без магния нет хлорофилла
И жизни как таковой
Он чудодейственная сила
В нем жизни всей круговорот
Химически он энергичен,
И химикам помог не раз
Внеси его хоть в пламя спички
Он вспыхнет и сгорит тотчас.
Сплав с алюминием легчайший
Дает он марки «Электрон»,
В когорту сплавов им крылатых
Как равноценный входит он.
А ты в аптеку загляни-ка
И убедиться сам изволь!
Там магний тоже знаменитость
Ведь он - слабительная соль!
Кальций.
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюска панцирь,
Коралл, ракушки завиток –
Все это многоликий кальций,
Ему в строительстве почет.
Животным он каркас надежный
В соединениях дает.
И поражает облицовкой
Он нас на станциях метро.
И если кальций ниже нормы
Окажется у нас в крови
Кровотечением опасным
Даже царапина грозит.
В земной коре его немало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.
2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния».
3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент)
4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация)
Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы)
На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор».
5. Подведение итогов урока.
По проверке домашнего задания.
Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния.
Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве.
Собрали слово – контроль полученных знаний.
Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 12, упр. 4,5, написать мини-сочинение по теме: «Мрамор».